Закон 44-ФЗ предусматривает возможность проведения неконкурентной процедуры торгов – закупки у единственного поставщика. В некоторых случаях выбор такого типа закупки даже обязателен для заказчиков, в других – строго запрещен.
Когда закупка у единственного поставщика возможна?
Возможность неконкурентной процедуры закупки обозначена в ч.1 ст.93 закона 44-ФЗ. С учетом поправок, в настоящее время закупка у единственного поставщика может осуществляться в отношении 48 видов товаров, услуг и работ.
Неконкурентные закупки имеют также некоторые ограничения, обозначенные в ч.4 ст. 93, а именно:
- заказчик не имеет права разово осуществлять закупку у единственного поставщика на сумму более 300 тыс. рублей;
- общая сумма закупок за год должна составлять не более 2 млн. рублей,
- или должна находиться в пределах 5% от годового объема всех закупок и не превышать 50 млн рублей.
Когда такая закупка становится обязательной?
Если закупка конкурентным способом признана несостоявшейся, проведение закупки у единственного поставщика становится для заказчика обязательным. Данное правило прописано в ч. 1 ст. 93 и ч. 18 ст. 83 44-ФЗ.
Обращаем ваше внимание, что после изменений ч. 1 ст. 93, вступивших в силу с 2015 года, в обязанности заказчика больше не входит согласование заключения контракта в ФАС, когда торги, проведенные конкурентным способом, признаны несостоявшимися.
Достоинства и недостатки неконкурентных закупок
Заказчикам, планирующим закупки у единственного поставщика, следует знать преимущества и недостатки этой процедуры. К факторам, которые говорят в пользу неконкурентной закупки, можно отнести следующие:
- Вероятность нарушения процедуры закупки и заключения контракта сводится к минимуму;
- Проведение такой закупки осуществляется проще и быстрее, чем проведение закупок конкурентными способами;
- Это не требует от заказчика привлечения большого объема ресурсов (в том числе – временных) для определения победителя и заключения контракта.
Несмотря на ряд значительных преимуществ, не следует забывать о недостатках закупок у единственного поставщика:
- Заказчик не может снизить цену на столько, на сколько это возможно при проведении электронного аукциона;
- Заказчику сложнее обеспечить исполнение условий контракта на наилучших условиях, как при открытом конкурсе;
- Повышенное внимание со стороны контролирующих органов, обусловленное тем, что заказчик может договориться с единственным поставщиком и получить возможность нецелевого расходования бюджетных средств.
Закупки в обстоятельствах непреодолимой силы
Помимо конкретных товаров или услуг, к которым применим способ неконкурентных закупок, 44-ФЗ разрешает проводить их в условиях форс-мажора. Узнать, какие именно обстоятельства считаются чрезвычайными или непредвиденными, можно, обратившись к ст. 401 Гражданского кодекса РФ. Показательными примерами таких обстоятельств могут быть
- окончание финансового года, когда на определение поставщика конкурентным способом является несообразной затратой времени (отметим, что сама по себе нехватка времени не может быть основанием закупки у единственного поставщика);
- аварийная ситуация на объекте, находящемся под ведомством заказчика (но не возможность ее возникновения);
- необходимость устранить последствия аварии, когда на проведение конкурентной закупочной процедуры недостаточно времени, и другие.